Руководства по устранению недостатков

Руководство по устранению недостатков, выявляемых при проверках хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг на сетях мобильной связи

Руководство

по устранению недостатков, выявленных при проверках, проведенных в хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги в сфере мобильной связи 

В настоящем Руководстве приводятся часто встречающиеся недостатки, допускаемые субъектами, пояснения и рекомендации по их устранению. 

  1. Нормативно-правовые акты

 Осуществление деятельности лицензиатов сетей мобильной связи регламентировано нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан и условиями лицензионных соглашений.

В данном руководстве приводятся ссылки на основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сетях мобильной связи и телерадиовещания:

1.1.         Кодекс Республики Узбекистан “Об административной ответственности”.

1.2.         Законы Республики Узбекистан

— “О телекоммуникациях” от 20.08.1999 г. N 822- I;

— “Об информатизации” от 11.12.2003 г. N 560-II;

— “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.05.2000 г.N 71-II;

— “О радиочастотном спектре” от 25.12.1998 г. N 725- I;

      1.3.         Постановления Кабинета Министров

 — “О дополнительных мерах по повышению эффективности использования частотного спектра, формирования и распространения телерадиопрограмм и передачи данных” от 10.07.1998 г. N 293;Приложение N 7 — “Положение о порядке приобретения (передачи), проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории Республики Узбекистан и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств” от 10.07.1998 г. N 293;

— “О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации” № 256 от 22.11.2005 г.;

— “О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджемента качества” № 122 от 28.04.2011г., Приложение 1 “Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации”.

      1.4.         Нормативные документы

— Положение о порядке регулирования использования радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств на территории Республики Узбекистан утвержденное Приказом генерального директора УзАСИ № 279 от 11.11.2005г., зарегистрированное Министерством Юстиции  07.12.2005 г. За № 1531.

— “Правила оказания услуг мобильной связи”, зарегистрированные Министерством юстиции РУз от 06.02.2009 г. за № 1900;

— RH 45-039:2014  “Сети мобильной связи. Нормы на показатели качества услуг и методики проведения их оценочных испытаний”;

—  Y 039-95 “Инструкция по эксплуатации антенно-мачтовых сооружений радиорелейных линий связи”

—  O`z DSt 8.011:2004 “Государственная система обеспечения единства измерений Республики Узбекистан. Метрологическая аттестация средств измерений. Организация и порядок проведения”;

1.5.         Строительные нормы и правила

— ШНК 3.01.04-04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»;

— ШНК 1.03.01-08 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на капитальное строительство предприятий, зданий и сооружений»;

— МКН 05:2013 «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов телекоммуникаций. Основное положение»;

— ИКН 18:2011 “Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство и модернизацию сетей сотовой подвижной связи”;

—  МКН 010:2007 “Комплексы сетей мобильной связи общего пользования”

— ИКН 07:2002 “Инструкция о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства (установки) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств”;

— RH 45-062:2012 “Инструкция по оформлению проектно-сметной документации в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий”.

  1. Недостатки, наиболее часто выявляемые при проверках

Анализ результатов проверок Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий показывает, что в процессе осуществление деятельности лицензиатов на сетях мобильной связи зачастую допускаются следующие недостатки:

2.1. При расширении, модернизации собственной сети мобильной связи не соблюдаются нормы и правила технологического проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

При этом отсутствуют проектно-сметная документация, экспертизы проектов, не создаются рабочие комиссии и отсутствуют акты приемки в эксплуатацию объектов и т.д.

С 1 января 1998 года строительство объектов без проектной документации не допускается.

Основанием для проектирования являются директивные документы, адресные списки, приказы, постановления и решения ведомств.

Основанием для строительства объекта является проектно-сметная документация, утвержденная в установленном порядке по получению положительного заключения экспертизы.

         Заключения экспертизы выдаются уполномоченными органами.

RH 45-062:2012 “Инструкция по оформлению проектно-сметной документации в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий” и ИКН 18:2011 “Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство и модернизацию сетей сотовой подвижной связи”;устанавливает требования (обязательные и рекомендуемые) к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий (далее — капитальное строительство) и является обязательным при проектировании объектов.

Подготовленные к приемке в эксплуатацию объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом, заказчик должен предъявлять к приемке рабочим или государственным приёмочным комиссиям.

Объект считается принятым в эксплуатацию, с даты утверждения акта приемочной комиссии.

Порядок приемки в эксплуатацию объектов установлен ШНК 3.01.04-04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»; МКН 05:2013 «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов телекоммуникаций. Основное положение» и другими строительными нормами и правилами.

2.2. Отсутствуют сертификаты соответствия на вновь установленное и эксплуатируемое оборудование.

Технические средства телекоммуникаций, в том числе оконечное (терминальное) оборудование, используемые на сетях телекоммуникаций в Республике Узбекистан, подлежат сертификации на соответствие установленным стандартам, техническим условиям и иным нормам в соответствии с законодательством.

Перечень видов продукции, подлежащей обязательной сертификации утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.04.2011 года за №122.

При Центре научно-технических и маркетинговых исследований, в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан аккредитован Орган по сертификации технических средств телекоммуникаций (ОС ТСТ), который создан для организации и проведения процедур сертификации технических средств телекоммуникаций (как изготавливаемых на территории Узбекистана, так и импортируемых из других стран).

2.3. В условия лицензионных соглашений не вносятся изменения характеристик и параметров технических средств (типы дополнительно установленного оборудования и т.д.).

В лицензионных соглашениях имеются требования – «Согласовывать с Лицензиаром изменения характеристик и параметров используемых технических средств сетей мобильной связи и телерадиовещания».

Для обеспечения выполнения данных требований необходимо обратиться в Лицензирующий орган (Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан) с заявлением, в котором указываются изменяемые характеристики и параметры технических средств.

2.4. Несвоевременно переоформляют лицензию при преобразовании  юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения (почтового адреса). 

В случае преобразования лицензиата — юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения (почтового адреса) лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Лицензирующим органом в сфере телекоммуникаций является Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

2.5. В нарушение установленного порядка, осуществляют  проектирование, строительство и эксплуатацию радиоэлектронных средств без соответствующих разрешительных документов, выдаваемых ЦЭМС;

 Для осуществления вышеуказанной деятельности необходимо своевременно получить соответствующие разрешительные документы ЦЭМС.

Для проведения тестовых испытаний необходимо получить временное разрешение ЦЭМС. При этом, строго запрещается использовать РЭС в коммерческих целях.

 2.6. В установленные сроки не проводятся профилактические работы, не выполняется периодичность измерений параметров технических средств и не проводится проверка измерительных приборов.

С целью непрерывной и стабильной работы средств связи, согласно требованиям нормативных документов, проводить профилактические и измерительные работы согласно утверждённого графика. Для  качественного измерения оборудования и сети связи требуется систематически поверять измерительные приборы.

  1. Ответственность

Государственная инспекция по надзору в сфере связи,информатизации и телекоммуникационных технологий имеет право налагать в предусмотренных законодательством случаях финансовые или административные взыскания.

Органам Государственной инспекции по надзору в сфере связи,информатизации и телекоммуникационных технологийподведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 151, частью первой статьи 152, статьями 153, 154, 156.

Экономические санкции начисляются Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий по государственному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов почты и телекоммуникаций в Республике Узбекистан (Государственной инспекцией связи) по единой системе показателей за нарушения технических параметров, правил технической эксплуатации, качества работы средств почты и телекоммуникаций и предоставления услуг, кроме нарушений, возникших по причинам стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. (ПКМ №318 от 14.08.2000г.)

Наряду с этим, субъектами в сфере деятельности мобильной связи, за нарушения установленных требований, Государственная инспекция по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий имеет право обращаться с предложением приостановление, прекращение и аннулирование действия лицензий.

www.press-service.uz

Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан

www.gov.uz

Портал Государственной Власти Республики Узбекистан

Infosec.uz

Центр информационной и общественной безопасности

www.mitc.uz

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

www.lex.uz

Центр правовой информатизации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан